Волейбольный клуб АСК (Нижний Новгород)
/nn_volley

«Когда пропустил эйс от Чжана, наступило облегчение». Сподобец – о своей уникальной серии и переходе в Уфу

Интервью с новичком «Динамо-Урала».

27-летний доигровщик Илья Сподобец в минувшем сезоне стал вторым бомбардиром «Оренбуржья» и вошёл в пятёрку лучших принимающих чемпионата России. Такой прогресс волейболиста не остался незамеченным – капитана оренбургской команды выкупил уфимский «Динамо-Урал».

В интервью «БО Спорт» Илья рассказал о злом и добром полицейском в Оренбурге, самых страшных подающих суперлиги и желании когда-нибудь вернуться в «Белогорье».

«После первого сезона в Оренбурге появилась уверенность в себе»

Илья, после двух успешных сезонов в Оренбурге есть сожаление, что не ушли из «Белогорья» раньше?

– Наверное, всё получилось именно так, как и должно было быть. Не вижу смысла о чём-то сожалеть. В Белгороде у меня была травма, из-за которой я практически полностью пропустил сезон. Несмотря на это, мне предложили остаться. Конечно, в чемпионате 2022/23, когда я уже полностью восстановился, игрового времени не хватало, но когда мне давали шансы, я их использовал. А потом уже ушёл в Оренбург с конкретной целью – играть в составе, поднимать свой уровень. Мне кажется, обе цели удалось достичь.

Пожалуй, если бы не ваша травма, «Оренбуржье» в минувшем сезоне вполне могло заскочить в плей-офф...

– Это было очень обидно. Всё произошло в самом начале принципиального матча с АСК. Я был не уставший, не загруженный – ничего не предвещало беды. Но поскользнулся, оступился и мне сильно свело икроножную мышцу. Не мог наступить на ногу. Насколько помню, мы считались фаворитами того матча, потому что нижегородцы были в определенной яме. Но победа над нами их окрылила – они потом ещё «Факел» обыграли, вытеснив нас из зоны плей-офф.

В прошлом сезоне вы выдали уникальную серию – семь матчей и 163 приёма подряд без ошибок. Следили за этой статистикой?

– Вообще, после матчей обычно смотришь на личный и командный проценты приёма, на ошибки большого внимания не обращаешь. Прочитал о своей безошибочной серии после пятого тура. И после этого уже перед каждым матчем в голове сидела мысль: надо продлить. У меня появился дополнительный спортивный интерес и от этого определённый мандражик. В итоге когда в матче восьмого тура с «Белогорьем» пропустил первый эйс от Чжана, даже какое-то облегчение наступило. Перестал думать об этой серии и сосредоточился на других элементах.

Ваши белгородские друзья говорили: «Ну, держись, Илья, конец твоей серии!»?

– Не-не, ничего такого не было. Вот после матча с Уфой Лёха Чанчиков подошёл: «Эх, чуть-чуть тебя не пробили». Там был момент, когда Кирилл Урсов подал в мою зону, но мяч буквально на два сантиметра попал в аут – только с помощью видеопросмотра разобрались.

А что лучше – принимать без ошибок с 40-процентной позитивной доводки или ошибиться пару раз за игру, но выдать 70 процентов?

– Лично для меня, наверное, лучше ошибиться пару раз, быстро выкинуть это из головы, но принимать 70 процентов. Хотя кто-то говорит, что в приёме лучше вообще не выкидывать мячи, потому что это деморализует команду. Но я в одной-двух ошибках за игру не вижу ничего страшного, особенно если они несерийные, а у соперника есть какая-нибудь «пушка» вроде Андрея Сурмачевского.

У него сейчас самая страшная подача в суперлиге?

– Сумасшедшее количество эйсов на его счету не оставляет сомнений. Также выделю Дмитрия Лызика. Ещё у Ярослава Подлесных неприятная подача. Когда у него хорошо летит, там что-то нереальное. Мяч практически без вращения всегда летит в поле. Если попадает в руки, он просто неуправляемый.

В прошлом сезоне вы вошли в пятёрку лучших принимающих регулярного чемпионата – 53 процента позитивной доводки. При этом годом ранее у вас было всего 47. С чем связываете такой прогресс?

– На самом деле в плане тренировок ничего не поменялось – мы как работали над приёмом, так и продолжили. Думаю, всё дело в опыте и самое главное – в уверенности, которая у меня появилась после полноценного сезона в суперлиге.

Если в детстве тренеры не поставили правильную технику приёма, это как-то можно исправить?

– Мне кажется, внести определенные коррективы всегда можно. Знаю, что Алексей Вербов в Казани уже многим помог с приёмом. Он большой специалист по этому элементу, знает много нюансов и даже взрослого игрока может научить делать те или иные вещи более грамотно и правильно. Руки ведь не деревянные, их можно контролировать.

Кто вам ставил приём?

– Я в Белгороде начинал у Тетюхиных – Любови Аблякимовны и Юрия Ивановича. Базу заложили они. Уже в «Белогорье» мне сильно помог с приёмом Александр Борисович Косарев. Он в те времена был помощником тренера, потом и главным тренером. Часто мне подсказывал.

Надо полагать, что эталоном для всех молодых игроков в Белгороде был Сергей Тетюхин?

– Абсолютно верно. Когда я начинал заниматься волейболом, пару доигровщиков «Белогорья» составляли Тетюхин и Косарев. На них мы смотрели и вдохновлялись. Когда они вдвоем играли, это всегда было очень классно и органично.

Ваша конечная цель – вернуться в «Белогорье»?

– Белгород – мой родной город, а «Белогорье» – моя родная команда. Конечно, всегда тянет домой. Не скажу, что буду пытаться вернуться в «Белогорье» любой ценой. Но если настанет момент, когда я буду нужен команде, и это будет взаимовыгодное сотрудничество, вряд ли я буду сомневаться.

«Постараюсь доказать, что в Уфе не зря на меня потратились»

Вы были капитаном «Оренбуржья». Как партнеры отнеслись к вашему уходу?

– На самом деле все по-товарищески порадовались за меня, потому что это шаг вперёд. «Динамо-Урал» – команда, которая в прошлом сезоне шла вслед за лидерами нашего чемпионата.

Из командного чата вы сами удалились или вас удалили?

– Обычно перед каждым сезоном создаются новые чаты. В одном все сотрудники клуба – руководители, тренеры, волейболисты. А в другом чате – только игроки. Так что удаляться из старого чата нет смысла. Может быть, там ещё сохранится общение, и ребята будут скидывать какие-нибудь приколы.

Жёсткий ли тренер Павел Борщ?

– Когда я шёл в Оренбург, там уже были ребята, которые с ним поработали. И они говорили, что было очень жёстко. Как по физическим нагрузкам, так и морально. Павел Викторович – требовательный тренер, может давить. На своём опыте могу сказать, что периодически нас действительно нагружали прилично. И психологически не всегда было просто.

Можно сказать, что Павел Борщ был злым полицейским, а Антон Вольвич – добрым?

– Наверное, да. Разница тренеров ощущалась. На выездах с Антоном Александровичем было морально полегче, было больше воздуха и как будто проще было играть. Но при этом мы за весь сезон на выездах не выиграли ни одного матча. А вот с Павлом Викторовичем съездили в гости к «Нове» и выиграли принципиальный матч.

Вы застали времена, когда тренеры в «Белогорье» менялись с калейдоскопической быстротой. Кто был самым интересным?

– Сто процентов Георге Крецу. Он проработал до декабря, но это действительно был интересный период. Набор упражнений, подготовка к матчам, разборы – всё на высшем уровне. Понятно, что для меня это был первый сезон в суперлиге, и я на всё смотрел с открытым ртом. Но даже с учётом этого фактора, интересный тренер. Также я отметил бы Слободана Ковача и Бориса Колчина. Они все тренеры европейской формации, которые не гонятся за объёмами работы, предпочитая интенсивность и добиваясь полной погруженности всех в процесс.

Вероятно, фигура Колчина сыграла немаловажную роль в вашем переходе в Уфу?

– Да, конечно. Мы общались с ним, он сказал, что инициатива приглашения исходила от него, поскольку он был доволен моей работой и отношением к делу в Белгороде. Понятно, что никаких обещаний и гарантий ни один тренер не даёт – всё зависит от того, как ты проявляешь себя на тренировках и в играх. Но Борис Николаевич отметил, что видит во мне потенциал и выразил надежду, что я продолжу прибавлять.

«Динамо-Урал» выкупил ваш контракт у «Оренбуржья». Что это для вас значит?

– Это дополнительная ответственность. Клуб верит, клуб потратился – я постараюсь не подвести и доказать, что это решение было правильным.

Если бы у вас была возможность взять в Уфу любого игрока, кто бы это был?

– Паша Тетюхин. Потому что он отличный волейболист и друг. Играть и выполнять какие-то задачи вместе с друзьями приятнее. От микроклимата в команде вообще очень многое зависит. Если не ладишь с партнёрами в раздевалке, то и на площадке всё будет не очень хорошо. В Уфе я многих ребят знаю, мы в хороших отношениях. Еще не со всеми знаком, но предварительно мне очень нравится коллектив.

Когда появилась новость, что в Уфу переходит Дик Кой, посмотрели как играет?

– Да, было интересно. Я читал, что в чемпионате Турции у него не самые лучшие показатели. Но посмотрел матчи «Халкбанка» в «Финале четырёх» Лиги чемпионов – там он был в полном порядке.

У Коя нет побед в еврокубках, а вы брали Кубок ЕКВ-2018 с «Белогорьем».

– Будем честны – эту победу ковали другие люди. Медаль где-то лежит – я её и не трогал с момента, как получил. Там были двухматчевые противостояния и тренеры давали мне немного проиграть, когда судьба выхода в следующий раунд была решена. Понятно, что я работал со всеми, тренировался, помогал основному составу, но всё-таки всерьёз относиться к этому трофею не могу.

Получается, самая ценная медаль в карьере для вас пока «бронза» молодёжного чемпионата мира?

– Да, там Антон Семышев был железным игроком основного состав, а мы с Иваном Пискарёвым делили игровое время. Мы шли очень хорошо, да и вообще за весь турнир выиграли семь из восьми матчей, но единственное поражение пришлось на полуфинал с Кубой.

«Всем будет интересно наблюдать за Николовым»

Как-то «Белогорье» и «Зенит-Казань» провели между собой шоу-матч по Dota 2. Вы ещё играете?

– Как из Белгорода ушёл, забросил это дело. Насколько знаю, ребята сейчас тоже  больше в другие игры играют. Я всё свободное время стараюсь проводить с семьей – с женой и трёхлетним сыном. Это для меня самое большое счастье. У ребёнка сейчас прикольный возраст – он уж вовсю болтает, с ним очень интересно общаться и играть. Это наш первенец, поэтому каждый день – какие-то новые открытия. Интересно наблюдать за его развитием и реакцией на разные вещи и события. Ему нравится играть с мячом – в будущем обязательно отдадим в спорт. Неважно в какой. Спорт полезен для здоровья и дисциплинирует.

Мы живём в загородном доме, недавно построили бассейн. Когда тепло теперь все вместе проводим время в нём. Так получилось, что в этом году на моря не поехали – весь отпуск проходит в Белгороде.

Как там сейчас обстановка?

– По сравнению с прошлым годом намного спокойнее. Ни сирен, ни ракетных опасностей давненько не было – и, слава Богу.

В своём доме наверняка постоянно есть какая-нибудь работа?

– Это точно. Дом мы, конечно, строили не сами, но многие вещи по ремонту взяли на себя. Например, полы на веранде с тестем стелили. Что-то отпилить, приколотить я могу – руки у меня не только для волейбола (улыбается).

Лигу наций смотрите?

– Первые две игровые недели смотрел по возможности, когда матчи были в удобное для меня время. Несмотря на отпуск, всё равно не так много времени – нужно домашними делами заниматься плюс готовиться к сезону в тренажёрном зале. Матчи Лиги наций мне не очень зашли, потому что команды в экспериментальных составах, было много новых имён. Всё-таки интереснее наблюдать за топовыми игроками, учиться у них, что-то подмечать. Единственное – было очень любопытно на  болгарского связующего Симеона Николова посмотреть. Думаю, всем  нам будет интересно наблюдать за этим парнем в России. И, конечно, будем стараться справиться с его подачами.

Вратарь футбольного «Зенита» Евгений Латышонок заявил, что может прожить на 30 тысяч рублей в месяц без учёта аренды квартиры в Санкт-Петербурге. А его одноклубник Андрей Мостовой сказал, что тратит миллион рублей в месяц. Сколько денег вам нужно в месяц для комфортной жизни?

– Сложный вопрос, затрудняюсь ответить. Денег всегда мало и всегда найдется, куда их потратить. Чем больше денег, тем больше и запросов. Я не делаю из денег культа, но стараюсь, чтобы моя семья была обеспечена и у нас была определенная подушка безопасности.

Для вас важно, что о вас думают и говорят другие?

– С возрастом, с определенными прожитыми ситуациями я убеждаюсь, что надо меньше переживать за то, что подумают другие люди. И думать, в первую очередь о своем комфорте, а не о комфорте других людей. Я не говорю, что надо быть эгоистом. Окружающих надо уважать, но не ставить их интересы выше своих.

О чём вы мечтаете?

– Наверное, любой спортсмен мечтает об Олимпиаде. Но нужно быть реалистом и идти к большой мечте, достигая маленьких целей. В данный момент я хочу стать важным игроком для «Динамо-Урала», помочь команде решить задачи, попасть на карандаш к главному тренеру сборной. А дальше уже идти к следующей цели.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Илья СПОДОБЕЦ
Амплуа: доигровщик
Рост: 203 см
Дата рождения: 26 июля 1997 года
Место рождения: Белгород
Карьера: «Белогорье» (Белгород) – 2017/18; 2019–2023; «Самотлор» (Нижневартовск) – 2018/19; «Оренбуржье» (Оренбург) – 2023–2025; «Динамо-Урал» (Уфа) – с сезона 2025/26.
Достижения в клубах: обладатель Кубка ЕКВ (2018).
Достижения в сборной: бронзовый призёр чемпионата мира U21 (2017), бронзовый призёр чемпионата Европы U21 (2016). 

Алмаз Хаиров

 

13 июля 2025

 

Источник: Бизнес онлайн Спорт

Другие новости волейбола